By Super User on 20.07.2014
Category: Информация конт

КОНЦЕПЦИЯ МАНИФЕСТА ООДРК

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Современное российское общество находится на сложном и важном этапе своего развития, связанным с переходом к новому качеству жизни. Несмотря на избитость слов, именно сложность ситуации определяет в настоящее время условия развития различных форм предпринимательской деятельности

В условиях глобальной трансформации политических и социальных институтов, всей системы социальных отношений возрастает научный и практический интерес к теории и практике отечественного опыта прогрессивных преобразований в кооперативном движении. Требует дальнейшего развития кооперативная модель хозяйствования, принципы деятельности которой основаны на справедливости и социальной защищенности. Более того, переориентация государства на развитие социальных институтов, духовно-нравственный вектор современности определяют усиление значимости кооперации как важной структурной составляющей социально ориентированной экономики России.

Кооперация России, как народная некоммерческая организация, проявляет социальную инициативу и берет на себя социальную ответственность, а главное — реализует это в повседневной работе с людьми. Развиваясь в соответствии со своими демократическими основами, кооперация представляет собой инструмент самоорганизации и духовно-нравственного объединения пайщиков, позволяющий реализовать богатый потенциал, заложенный в ее принципах деятельности и социальных идеях. Развитие кооперации по пути социальной ориентации, накопленный практический опыт реализации социальной миссии требуют усиления эффективности управления ее многоотраслевой деятельностью.

На сегодняшний день, в таком Государстве как Российская Федерация отсутствует единая, общественная организация, которая смогла бы объединять, и  координировать и регулировать деятельность организаций ведущих свою хозяйственную деятельность в кооперативном секторе экономики.

 

- Кооперативы  это общественно-хозяйственные организации, защищающие интересы трудящихся, основанные на групповой, коллективной собственности.

- В основе кооперации лежат идеи совместного труда, общественной собственности, ведения хозяйства на началах коллективизма и самоуправления.

На сегодняшний день в Российской Федерации, по данным РОССТАТа, действуют более 87 000  кооперативных организаций, которые ведут свою деятельность в соответствии со следующими законами:

1) ЗАКОН О ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ (ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ОБЩЕСТВАХ, ИХ СОЮЗАХ) В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ N 3085-1 от 19.06.1992г. 

2) ЗАКОН О КРЕДИТНОЙ КООПЕРАЦИИ №190-ФЗ от 18.07.2009г.

3) ЗАКОН О СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕЕНОЙ КООПЕРАЦИИ №193 – ФЗ от 08.12.1995г.

Каждый из этих законов координирует только ограниченной сектор деятельности кооперативных организаций России, только свое достаточно узкое направление.

В вышеперечисленных нормативно-правовых актах отражается экономическая и социальная роль кооперативов, отмечается необходимость использования потенциала кооперативов для повышения эффективности национальной экономики, достижения целей социального развития, искоренения нищеты, создания полной и производительной занятости и социальной защиты населения. В них также подчеркивается необходимость содействия развитию кооперативных предприятий, стимулирования их к мобилизации капитала, разработке новаторских программ и осуществлению предпринимательской деятельности.

Необходимость защиты интересов миллионов кооператоров и их организаций, выработки и осуществления современной кооперативной политики в условиях рыночных преобразований, усиления влияния кооперативного сектора в экономике и общественной жизни России породила идею создания единого координационного центра всех видов кооперации страны. 

Таким координационным центром должно стать Общероссийское Общественное Движение Развития Кооперации

Основная цель Общероссийского Общественного Движения Развития Кооперации (далее Движение) – это реализация  экономических, социальных, организационных и правовых условий деятельности кооперативов всех видов деятельности на основе развития передовых идей о кооперации применительно к современному этапу  развития Российской Федерации.

Движение призвано раскрыть огромные потенциальные возможности кооперации, возрастание ее роли в ускорении социально-экономического развития страны, усилить процесс демократизации хозяйственной жизни, придать новый импульс кооперативному  движению, создать условия для вовлечения в кооперативы широких слоев населения. Деятельность 

Движения направлено на всемерное использование кооперативных форм для удовлетворения растущих потребностей народного хозяйства и населения в продовольствии, товарах народного потребления, жилище, разнообразной продукции производственно-технического назначения, работах и услугах. 

Движение  устанавливает основные принципы развития кооперативной демократии, определяет отношения государства и кооперации, гарантирует свободный выбор форм хозяйственной деятельности кооперативов, открывает широкий простор для инициативы и самоуправления, повышает ответственность членов кооператива за результаты своего труда.

Движение гарантирует гражданам право добровольного вступления в кооперативные организации и свободного выхода из них, участия в управлении всеми делами кооперативных организаций; самостоятельность коллективного хозяйствования и независимость кооперативной организации в принятии решений по выполнению своих уставных задач; социальную справедливость и социальное равенство в праве на труд; личные доходы, соответствующие количеству и качеству труда, и на социальное обеспечение.

Вся деятельность  Общероссийского Общественного Движения Развития Кооперации направлена на равноправное взаимодействие государственного и  кооперативного секторов  экономики, способствует дальнейшему развитию политической и экономической систем Российской Федерации.

Основные вопросы которые должны быть под пристальным вниманием Движения это следующие вопросы:

1. Организация межрегиональных торговых отношений между кооперативными организациями России.

2. Кооперативное производство в России.

3. Кооперативное кредитно-банковское дело в России.

4. Потребительская и сельскохозяйственная кооперация в России.

 

Задачи Общероссийского Общественного Движения Развития Кооперации как центра кооперативного движения России заключаются в следующем:

- содействовать Общероссийскому кооперативному движению, базирующемуся на взаимопомощи и демократии;

- пропагандировать и защищать кооперативные ценности и принципы;

- способствовать развитию экономических и других взаимовыгодных отношений между членами;

- содействовать экономическому и социальному прогрессу и таким образом вносить вклад в дело мира и безопасности во всем мире.

В своей деятельности Движение руководствуется независимостью и не оказывает предпочтение той или иной политической или религиозной организации.

 

Для достижения своих целей Движение применяет следующие основные методы:

1) организует обмен опытом между своими членами, а так   же распространяет информацию о кооперативном развитии, исследованиях и статистические данные;

2) оказывает техническую помощь (например, путем разработки проектов, направления экспертов, лекторов и т. д.) в интересах кооперативного развития;

3) создает международные специализированные организации в различных областях социальной и экономической деятельности;

4) сотрудничает с Международным Кооперативным Альянсом, Центральным Союзом Потребительских Обществ России (ЦЕНТРОСОЮЗ РОССИИ) и другими неправительственными международными и национальными организациями, задачи которых представляют интерес для кооперативного движения.

 

II. О НЕОБХОДИМОСТИ ОБЩЕРОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ДВИЖЕНИЯ РАЗВИТИЯ КООПЕРАЦИИ

Владимир Ильич Ленин, в своей предсмертной работе «О кооперации» говорил «В сущности говоря, кооперировать в достаточной степени широко и глубоко русское население при господстве нэпа есть все, что нам нужно, потому что теперь мы нашли ту степень соединения частного интереса, частного торгового интереса, проверки и контроля его государством, степень подчинения его общим интересам, которая раньше составляла камень преткновения для многих и многих социалистов.»

В.И. Ленин, ПСС, издание 5-е, т. 45, стр. 369-377

Достаточно заменить понятие НЭПа на тот дикий, разнузданный чиновничий капитализм, который процветает ныне в «демократической» России, в этой цитате из работы создателя СССР В.И. Ульянова-Ленина, как всё  сразу встаёт на своё место. 

В сущности говоря, кооперировать в достаточной степени широко и глубоко русское население при господстве чиновничьего капитализма, есть все, что нам нужно, потому что теперь мы нашли ту степень соединения частного интереса, частного торгового интереса, проверки и контроля его государством, степень подчинения его общим интересам, которая раньше составляла камень преткновения для многих и многих социалистов.

Не только В.И. Ленин говорил о том, что кооперация выведет Советскую, но всё-таки, в большей мере крестьянскую Россию, из общего системного кризиса (кризиса государственного управления). Кризиса, который загоняет уже нашу, современную Россию в тяжёлую ситуацию.

Кооперация в России всегда играла большую роль в формировании социально-экономических отношений в российском обществе, российские кооперативы всегда являлись своеобразной попыткой формирования гражданского общества, основанного на социализации личных экономических интересов широких масс. 

Если капиталист (государственный ли, частный ли) заинтересован лишь в получении прибыли, то “в кооперации дело иное: здесь дело общественное, и нужно, чтобы за этим делом было объединённое наблюдение, и благодаря этому всякий член потребительской кооперации нравственно обязан следить и участвовать в этом деле...” Необходимы самоконтроль и общественный контроль, вплоть до систематического дежурства из числа членов кооператива. Получается, что кооператив без наёмного труда, действительно, не капиталистическое хозяйство, где нет эксплуатации труда. В то же время это и не социалистическое хозяйство, где не может быть никакой семейственности.

Социо-логосу кооперации, как единственно верного пути социального прогресса в России, много внимания уделял и М.И. Туган-Барановский - видный теоретик кооперации. С одной стороны, русский логос кооператива состоит в конвергенции капитализма и социализма: «Тело кооператива создано капитализмом, но душу в него вдохнул социалистический идеал». С другой же стороны, он отмечал совпадение идеалов кооперации и социализма. Это есть «внеклассовый идеал—общество не знающее социальной эксплуатации». Но при всём совпадении этих идеалов, в кооперации больше идеализма, нежели социализма, который характеризуется как «классовая вражда» и «классовая солидарность». «Кооперация, по своей идеалистичности, является единственным в своём роде социальным движением современности», задача её – «преимущественно воспитание соответствующего человека на коллективистских началах.» Подчёркивается примат духовного над материальным в кооперации, что вполне соответствует её логосу.

Исходя из изложенного, можно смело утверждать, что в кооперации Россия обрела свой истинный цивилизационный путь. Нельзя сказать, что она была исключительно национальным достоянием, ибо кооперативное движение раньше, чем в России, развивалось в Европе. Но в России этот общецивилизационный процесс получил лучшее развитие на национальной основе, с учётом специфики страны. Отсюда и лучшее развитие, более глубокий и массовый характер этого движения. Социо-логос кооперации в России достиг своей кульминации—и на этой основе—классической формы.

Классическая форма русской кооперации труда заключалась в отсутствии эксплуатации наёмного труда, объединении живого труда, основанном на высокой духовно-нравственной основе, а не на праве собственности. Отсюда и его высокая эффективность, размах и самое главное—большая перспективность.

Но в современной России кооперация потеряла свой социальный и экономический статус объединяющего начала, различных форм хозяйствования граждан России.

ЦЕНТРПОТРЕБСОЮЗ, организация которая унаследовала имущественный комплекс со времён СССР. Сейчас в этот союз входят 76 областных, краевых и республиканских союзов. В среднем в каждом регионе от 15 до 30 районных потребительских обществ (райпо), которые поделены на более мелкие структурные единицы, как кооперативные участки. Фактически он самоустранился от своей основной цели – консолидации кооперативных сил страны в одно единое целое, гармоничное движение, способное содействовать развитию социальных и экономических задач стоящих перед Правительством и обществом в целом.

Существование потребительских обществ не входящих в ЦЕНТРПОТРЕБСОЮЗ ни как не регулируется. Существуют независимые союзы потребительских обществ. Количество бесхозных потребительских обществ (в их число входят так же ЖСК, ГСК) около 86000 по всей России. Около 30% приходится на Москву и область. Из них многие выделились из ЦЕНТРОСОЮЗа, в период 1989-1996 года.

И те и другие в своей деятельности подчиняются закону о потребительской кооперации от 1992 года с последними поправками от 24.04.2012г. Но единения как не было так и нет.

Поэтому и назрела острая необходимость в создании и организации деятельности Общественного движения, которое взяло бы на себя функцию объединения участников кооперативного движения России, для создания условий содействию развития кооперации в Российской Федерации, основанного на принципах взаимопомощи и демократии.

Разница между союзом и общественным движением такова – Союз строит своё членство на основе юридических лиц, в Движение же могут вступать как юридические так и физические лица.

Под общественным объединением мы понимаем добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (далее - уставные цели).

Право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридические лица - общественные объединения.

Из выше сказанного необходимо выделить главные, приоритетные направления деятельности Общероссийского Общественного  Движения Развития Кооперации:

- содействие развитию кооперативного движения в Российской Федерации, основанного на принципах взаимопомощи и демократии;

- пропагандировать и защищать кооперативные ценности и принципы;

- способствовать развитию экономических и других взаимовыгодных связей между организациями-членами;

- способствовать социальному и экономическому прогрессу кооперативного сектора экономики Российской Федерации, внося, таким образом, свой вклад в дело развития кооперативного движения России

- содействие консолидации широких слоев населения для построения в России социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;

- содействие духовному сплочению народа России;

- участие в выборах и референдумах в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

- содействие формированию в России гражданского общества, укреплению национальной безопасности и целостности страны;

- разработка и продвижение альтернативных федеральных и региональных программ экономического роста и повышения благосостояния населения через широкого внедрения идей кооперации в социально-экономическую жизнь России;

- содействие формированию в современной России цивилизованных трудовых отношений, поддержка прав и инициатив профсоюзов;

- участие в разработке и реализации программ, направленных на повышение интеллектуального потенциала, культурного и духовного уровня российского общества, увеличение продолжительности жизни населения;

- содействие защите интересов кооперативных организаций России за рубежом.

- осуществление иной образовательной деятельности.

 

III. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ХОЗЯЙСТВЕННОГО МЕХАНИЗМА В СИСТЕМЕ КООПЕРАЦИИ

 

Экономические основы хозяйственного механизма деятельности в системе кооперации вытекают из её главных задач:

Главные задачи кооперации

1. Основным в деятельности кооперации является удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в продовольствии, товарах народного потребления, жилище, продукции производственно-технического назначения, работах и услугах с высокими потребительскими свойствами, развитие трудовой и социальной активности членов кооператива, рост их материального благосостояния, культурного уровня и профессионального мастерства.

Для решения этих задач в системе кооперации развивается производство и повышается его эффективность, обеспечиваются улучшение качества продукции, выполняемых работ и предоставляемых услуг, рост производительности труда, максимально вовлекаются в хозяйственный оборот местные сырье и материалы, разрабатываются и внедряются безотходные и ресурсосберегающие технологии.

2. Кооперация повышает занятость населения общественно полезным трудом, вовлекает в производство товаров (работ, услуг) дополнительные трудовые ресурсы, а также создает условия для участия в деятельности кооперативов на договорных началах граждан, не являющихся членами кооперативов, в свободное от их основной работы время.

3. Кооперация, действуя на принципах самофинансирования, обеспечивает за счет своих доходов повышение уровня жизни членов кооперативов и их семей, решает социальные задачи, создает благоприятные возможности для высокопроизводительного труда, обеспечивает охрану имущественных интересов и социальных прав своих членов, участвует в формировании государственного бюджета.

Основы хозяйственной деятельности кооператива

Кооперативы, а также их союзы могут быть подлинными и успешными лишь тогда, когда экономической основой их функционирования является кооперативная собственность.

Принадлежность средств производства и обмена самим кооперативам и их членам – одно из важнейших условий развития кооперативного движения. 

Как правило, каждое вновь созданное  кооперативное предприятие для лучшего достижения своих целей и в своем стремлении к экономической самостоятельности в первоочередном порядке приступает к созданию собственной материально-технической базы, а в дальнейшем расширяет и совершенствует ее.

 Собственность кооператива

1. Собственностью кооператива являются принадлежащие ему средства производства и иное имущество, необходимые для осуществления уставных задач. Кооперативу могут принадлежать здания, сооружения, машины, оборудование, транспортные средства, продуктивный и рабочий скот, произведенная продукция, товары, денежные средства и иное имущество в соответствии с целями его деятельности.

2. Имущество кооператива формируется за счет денежных и материальных взносов его членов, произведенной им продукции, доходов, получаемых от ее реализации и иной деятельности, поступлений от продажи акций, других ценных бумаг кооператива и кредитов банка. В формировании имущества кооператива могут принимать участие на договорных началах путем денежных и материальных взносов государственные, кооперативные и иные общественные предприятия (организации), а также граждане, не являющиеся членами данного кооператива, но работающие в нем по трудовому договору.

3. Собственностью кооператива является имущество создаваемых им предприятий и организаций, а также имущество межхозяйственных предприятий и организаций в соответствии с его долевым участием.

Имущество объединений, в состав которых входят кооперативы, иные общественные и государственные предприятия и организации, является общей собственностью государства, кооперативов и других общественных организаций.

Имущество союзов (объединений), в состав которых входят только кооперативы, принадлежит на праве общей собственности этим кооперативам либо может быть собственностью союза (объединения).

4. Кооператив как полноправный хозяин принадлежащего ему на праве собственности, а также находящегося в пользовании имущества не вправе использовать кооперативную собственность для получения незаконных доходов и в других корыстных целях.

Система кооперации, типы кооперативов

1. Последовательное развитие кооперативного движения в стране должно превратить кооперацию в широко разветвленную систему, органически связанную с государственным сектором экономики и индивидуальной трудовой деятельностью населения.

Кооперативы могут создаваться и действовать в сельском хозяйстве, в промышленности, строительстве, на транспорте, в торговле и общественном питании, в сфере платных услуг и других отраслях производства и социально-культурной жизни.

Отдельными видами деятельности, определяемыми законодательством Российской Федерации кооперативы вправе заниматься только на основании лицензий. Порядок выдач и лицензий устанавливается Правительством РФ.

2. В системе современной кооперации функционируют кооперативы двух основных типов: производственные и потребительские.

Производственные кооперативы осуществляют производство товаров, продукции, работ, а также предоставление платных услуг предприятиям, организациям, учреждениям и гражданам.

Они создаются и действуют для производства, заготовки, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции, изделий производственно-технического назначения, изготовления товаров народного потребления, сбора и переработки вторичного сырья и деловых отходов производства, ремонта и обслуживания техники, производственного, дорожного и жилищно-гражданского строительства, розничной торговли и общественного питания, бытового обслуживания, организации культурного досуга, медицинской помощи, оказания правовых, транспортно-экспедиционных, научно-исследовательских, проектных, конструкторских, внедренческих, спортивно-оздоровительных и других услуг, а также в сферах рыболовства, рыбоводства и производства рыбной продукции, заготовки древесины, добычи полезных ископаемых, других природных ресурсов и в иных областях хозяйственной деятельности.

Деятельность таких кооперативов основывается на личном трудовом участии их членов.

3.Необходимо воссоздать систему кооперативных организаций при общеобразовательной школе, профессионально-технических учебных заведениях, в средних специальных учебных заведениях, учебно-производственных, внешкольных учреждениях, учебных цехах и участках базовых предприятий, организаций и хозяйств могут создаваться производственные ученические кооперативы. Особенности организации и деятельности производственных ученических кооперативов, а также предоставление им льгот и преимуществ должно определятся законодательством РФ.

Потребительские кооперативы удовлетворяют потребности своих членов и других граждан в торговом и бытовом обслуживании, а также членов кооперативов в жилище, дачах и садовых участках, гаражах и стоянках для автомобилей, в социально-культурных и других услугах. Наряду с указанными функциями потребительские кооперативы могут также развивать разнообразную производственную деятельность, то есть быть кооперативами смешанного типа.

4.Необходимо вернуть на финансовый рынок кооперативные банки. Союзы (объединения) кооперативных организаций должны иметь право  право создавать отраслевые или территориальные кооперативные банки. Кооперативная организация, входящий в данный союз (объединение), вступает в эти банки на добровольных началах.

Кооперативный банк является кредитным учреждением, который на демократических принципах обеспечивает денежными средствами развитие кооперативных организаций всех уровней и форм деятельности, производит расчетно-кассовое обслуживание, представляет их интересы в хозяйственных и финансовых органах. По договору с кооперативом или союзом (объединением), выпускающим ценные бумаги (акции), банк может взять на себя функции по осуществлению операций, связанных с их продажей, возвратом и выплатой доходов на эти ценные бумаги (акции).

Кооперативные банки мобилизуют свободные денежные средства кооператива на условиях договоренности. Они могут привлекать также средства других предприятий (организаций), граждан и прибегать к займам у специализированных банков России.

Кооперативный банк на договорных началах может участвовать своими средствами в хозяйственной деятельности кооператива.

Устав кооперативного банка регистрируется в Центральном Банке РФ.

Союзы (объединения) могут с согласия входящих в них кооперативов должны иметь право создавать финансово-расчетные центры по типу современных НКО (небанковских кредитных организаций). Такой Финансово-расчетный центр  может выступать единым ссудозаемщиком, а также плательщиком по денежным обязательствам кооперативов перед бюджетом, банками, другими предприятиями и организациями.

По решению общего собрания кооператив может часть свободных денежных средств помещать в облигации государственных займов и другие ценные бумаги, выпускаемые в обращение для распространения среди предприятий и организаций. Доходы от приобретенных облигаций и ценных бумаг поступают в распоряжение кооператива. 

 

IV. КООПЕРАТИВНАЯ ПОЛИТИКА И РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РАЗВИТИИ КООПЕРАТИВНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ

 

Современная кооперативная политика еще не в состоянии сформировать правовую базу, обеспечивающую конкурентоспособность, устойчивое и стабильное развитие кооперативной системы в рыночных условиях. Не отвечающими сегодняшним потребностям развития кооперации выглядят положения Гражданского кодекса Российской Федерации о производственных и потребительских кооперативах. Налоговое законодательство не в полной мере учитывает специфику деятельности отдельных видов кооперативов и не стимулирует создание новых кооперативов по сбыту, снабжению, совместному использованию техники, вовлечению в кооперативы личных подсобных хозяйств. Применяемые меры государственного регулирования носят ограниченный характер и в ряде случаев не обеспечивают устойчивость внутреннего рынка и защиту экономических интересов отечественных товаропроизводителей. Кроме того, отсутствует эффективная координация министерств и ведомств при разработке программ и проектов законов, касающихся развития кооперации предприятий государственного сектора экономики, а также частного бизнеса, особенно его малых форм.

 

Государственная политика пока не в состоянии обеспечить кооперативам преимущества в правовом и экономическом развитии в сравнении с другими формами хозяйствования. В России пока не разработаны законодательные механизмы государственной поддержки для успешного развития кооперативной системы. Поэтому уровень развития кооперации, особенно в сельском хозяйстве, полностью отражает уровень сложившихся социально-экономических, политических, технических и правовых условий в стране. В Конституции РФ вообще нет упоминания о кооперативной коллективной собственности. Существующие законы о кооперации имеют серьезные противоречия, а точнее полностью отсутствует их системность.

Так, например, деление кооперативов на коммерческие и потребительские, которое прописано на сегодняшний день в Гражданском кодексе Российской Федерации (ГК РФ), неприемлемо. Сегодня нельзя говорить, что потребительская кооперация является коммерческой организацией. По законодательству РФ коммерческие организации основной своей целью ставят извлечение прибыли, а некоммерческие создаются главным образом для оказания разнообразных услуг их учредителям. Однако следует учитывать, что в условиях рынка любому кооперативу, чтобы выжить и обеспечить экономические и социальные интересы его членов, необходимо заниматься коммерцией и стремиться к достижению максимума прибыли. Иначе говоря, ни один вид кооперации не преследует извлечения прибыли в качестве основной цели, как и ни один вид кооперации не обходится без того, чтобы не заниматься коммерческой деятельностью. Кооперативная политика должна четко сформулировать ориентиры государственной поддержки системы кооперации. Не должно быть никакого смешивания в понятиях с политикой государственной поддержки малого бизнеса (которая, в свою очередь, не только декларирована, но и реально осуществляется в ряде регионов Российской Федерации). Высшая власть с помощью законодательства должна обеспечить приоритетность разработки продуманной системы микрофинансирования, микрозаймов, взаимного участия самих получателей этих средств в деятельности кредитных кооперативов. Такая система будет мощным инструментом для борьбы с бедностью, и хорошим стимулом экономического роста в России.

Государственная политика пока не обеспечивает надлежащим образом соблюдение принципов, прежде всего, добровольности в экономической сфере. Принципы должны строго соблюдаться как от ее первичных организаций до российских союзов. Значительную роль в этом должна сыграть Ассоциация кооперативных организаций России (АКОР). Кооператоры сами должны объединяться, когда считают, что это им выгодно. Ассоциация должна стать стержневым центром координации и реализации кооперативной политики в гибком сопряжении с органами власти. Здесь нам следует использовать опыт зарубежных стран.

Кооперативная политика пока не в должной мере обеспечивает превращение системы кооперации в высоко развитый сектор экономики и соответствующую подготовку кадров для работы в кооперации. Возрастает и актуальность научного обеспечения исследований по проблемам кооперации. В связи с этим существенно увеличивается роль кооперативного образования. 

Кооперативная политика пока не в полной мере использует свои возможности по обеспечению представительства всех направлений кооперативного движения России в Международном Кооперативном Альянсе (МКА). Вопросы кооперации нашли отражение в новом Гражданском кодексе, были изданы федеральные законы об отдельных видах кооперативов. Осуществлялись общероссийские Программа развития сельскохозяйственной кооперации и Программа стабилизации и развития потребительской кооперации. Была учреждена Ассоциация кооперативных организаций России. Однако недостаточно широко осуществляется обмен опытом и распространение передового опыта лучших кооперативов страны. Между тем во всем мире велика роль кооперации в борьбе с бедностью, в решении важнейших вопросов социального характера. Есть чему поучиться нашим кооператорам и чиновникам у западных коллег.

В целях реализации резервов кооперативной политики на нынешнем этапе необходим серьезный проект на уровне национального. Такой проект позволит консолидировать совместные усилия федеральных органов власти, кредитно-финансовых институтов, научных и образовательных учреждений, всего общества и вертикали власти для подъема системы кооперации. Выявление сути проблем кооперативной политики и рассмотрение ее в комплексе с социально-экономической политикой государства позволит выработать адекватные меры политического, организационного, социально-экономического, управленческого и особенно законодательного характера, позволяющие возродить кооперацию в России, поднять ее на уровень, соответствующий ее предназначению.

Таким образом, сегодня кооперативная политика должна опираться на систему государственной поддержки кооперативных форм сотрудничества/объединения различных экономических субъектов.

Какова же структура и социальное предназначение кооперативной политики?

 Структура современной кооперативной политики государства - есть совокупность ее субъектов и объектов, которые между собой находятся в сложных отношениях. Субъектами современной кооперативной политики выступают: 

- международные органы проведения кооперативной политики (например, МКА, ООН:МОТ[9], ФАТ[10], ЮНИДО[11] и др.), 

- федеральные и региональные органы власти, местные (муниципальные) органы управления и самоуправления, 

- институты гражданского общества, политические партии, бизнес-сообщества и т.п.

Основным субъектом кооперативной политики является само государство. Государственные органы и кооперативы имеют общие интересы, например, по созданию социальной инфраструктуры села, что определяет возможности сотрудничества между ними на местном, региональном и национальном уровнях. Поэтому государство поддерживает кооперативы субсидиями, оказывает им техническую или иную реальную помощь.

Кооперативная политика в сфере взаимодействия государственных органов и кооперативов строится на принципах: общности интересов и партнерства. Основные направления государственной поддержки: развитие кооперативов и кооперативная деятельность.

Основным объектом кооперативной политики является кооперативная система России. За годы экономических преобразований в России сформировалась многоукладная экономика. В кооперативную систему входят различные виды кооперативов и их объединений, порядка 60 млн. граждан России, так или иначе, вовлечены в кооперацию. Это, прежде всего, потребительские общества системы и потребительские организации, не вошедшие в эту систему. А именно: сельскохозяйственные производственные кооперативы (на долю которых приходится 48,7% общего числа сельскохозяйственных организаций) и их союзы, активно развивающиеся сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы и их союзы, сельскохозяйственные снабженческо-сбытовые, перерабатывающие, социальные и иные виды обслуживающих потребительских кооперативов и их союзы, производственные промышленные, строительные, обслуживающие кооперативы, артели старателей и их союзы, жилищно-строительные, молодежные жилищные кооперативы, кредитные потребительские кооперативы граждан в городах, общества взаимного кредита, кассы взаимопомощи, жилищные кооперативы и другие формы кооперативной инициативы.

Формы государственной поддержки кооперативов:

Организационно-экономические: создание режимов благоприятствования для развития кооперативов; включение кооперативов в сферы приоритетного развития; оформление кооперативного сектора экономики; содействие международному кооперативному сотрудничеству. Способы организационно-экономической поддержки излагаются в доктринах.

Финансово-экономические: компенсация объективно высоких издержек и затрат на сельском рынке; предоставление доступных кредитов; оптимизация налогов и платежей; установление льготных тарифов и цен. Способы реализации финансово-экономической поддержки закладываются в государственные комплексные планы и в бюджет.

Правовые: принятие законов, подзаконных актов, содержащих нормы о кооперации; пересмотр и обновление нормативно-правовой базы. Способы правовой поддержки оформляются в виде выработанной стратегии, общенациональных и региональных программ. Одним из примеров такого сотрудничества можно назвать опыт разработки и принятия Правительством Российской Федерации Программы социального развития села на период до 2010 года. В этой программе учтены предложения Центросоюза России и потребительских кооперативов по их участию в развитии социально-бытовой инфраструктуры села и определены меры государственной поддержки согласованных мероприятий. Центросоюз Российской Федерации привлекает к этой деятельности, имеющиеся в его ведении научные силы, профессорско-преподавательский состав Российского университета кооперации и других кооперативных учебных заведений страны.

24.02.2013г.